ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

19 февраля 2020 года зал Детской школы искусств № 2 был особенно уютен. Приглушённый свет, элементы домашнего декора создавали атмосферу тепла и доверия. На экране – портреты Фредерика Шопена и Роберта Шумана. Два гения. Два мира. Две судьбы.

Их судьбы так непохожи, но в творчестве двух композиторов-романтиков есть то общее, что присуще только настоящим гениям – красота, искренность, преданность музыке.
О жизни и творчестве этих великих композиторов рассказали зрителям организаторы и ведущие концерта Татьяна Владимировна Дунец и Ирина Валериевна Шадрина. Невозможно, да и нет необходимости раскрывать в небольшой статье всё содержание сценария. Стоит отметить одно, главное – великолепные ведущие и талантливые участники концерта раскрыли перед слушателями интересные особенности жизни и творчества двух гениев, показали всю многогранность их музыки то детских лет и до этапа зрелости.
В разнообразной концертной программе приняли участие воспитанники всех преподавателей фортепианного отдела ДШИ № 2: Т. Ф. Лобачёвой, И. С. Паймы, И. В. Шадриной, Т. В. Дунец. В качестве концертмейстеров приняли участие преподаватели школы: Л. В. Дубовская, Д. Н. Мелехина, Э. И. Джурмий.
Роберт Шуман в юности долго не мог определиться с выбором професии – заняться музыкой или стать литератором. Впоследствии свои детские впечатления, интересы, мечты композитор запечатлел в Альбоме для юношества. Несколько пьес из одного из известных фортепианных циклов Роберта Шумана «Детский альбом», исполнили Валерия Джиоева, Мария Паламарчук и Ярослав Иванов.
Две пьесы из цикла Р. Шумана «Детские сцены» воплотили в звуке Ислам Рустамов и фортепианный дуэт в составе Карины Газизовой и Нины Кляпышевой.
Фредерика Шопена несколько тяготили большие концертные залы. Его больше привлекала доверительная, камерная обстановка салонов, в которой он мог своей игрой на рояле рассказать о самом сокровенном. Так о цикле «24 прелюдии» Роберт Шуман писал: «на каждой из них тончайшим жемчугом выведено: это написал Фредерик Шопен, самый неповторимый из гениев современности… Он есть и остается самым смелым, самым гордым поэтическим гением нашего времени».
Одну из прелюдий этого цикла подарила слушателям Элина Маликова.
«Разум ошибается, чувство — никогда»! Таким было творческое кредо Роберта Шумана, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте. Сакинат Нурадилова исполнила блестящий «Вальс», а Софья Комолова – две пьесы из цикла «Листки из альбома» этого великого композитора.
За долгие годы вынужденной эмиграции у Фредерика Шопена ни на минуту не прерывалась духовная связь с родиной, Варшавой, семьей. Наиболее полно эту безграничную тоску по родине, по родной семье Шопен выразил, пожалуй, в самых лирических своих творениях - ноктюрнах.
Один из самых проникновенных ноктюрнов «Ноктюрн до-диез минор» исполнила Малика Габдулисламова.
Фредерик Шопен достаточно рано посвятил себя развитию национальной польской музыки. Еще до отъезда из Польши композитор пишет цикл «Шесть польских песен» на стихи польских поэтов Стефана Витвицкого, Адама Мицкевича, Зыгмута Красиньского. Через сюжеты, через тексты песен мы непосредственно соприкасаемся с кругом волновавших композитора образов. Так, в песне «Желание» в ритме мазурки переданы интонации нежного, слегка кокетливого девичьего признания, а в песне «Гулянка» предстает картина буйного веселья в корчме. Обе эти песни интонационно перекликаются с шопеновскими фортепианными мазурками.
София Тыцкая подняла настроение слушателей пьесой Ф.Листа-Ф.Шопена «Пирушка», созданной на основе польских народных мотивов.
Мир художественных образов Фредерика Шопена и Роберта Шумана вместе с учащимися ДШИ № 2 раскрывали и преподаватели. Великолепен творческий союз наставников и учеников.
Дарья Николаевна Мелехина и концертмейстер Ирина Сергеевна Пайма проникновенно и озорно исполнили романс Фредерика Шопена «Желание».
Роберт Шуман призывал внимательно слушать народные песни. Приобщение к этой «сокровищнице прекраснейших мелодий» он считал важным не только с эстетической точки зрения, но и с познавательной — «они откроют тебе глаза на характер различных народов».
Пьесу Р. Шумана из цикла «5 пьес в народном стиле для виолончели и фортепиано» исполнила Лариса Владимировна Дубовская и концертмейстер И. С. Пайма.
Роберт Шуман сказал о Шопене: «Его музыка – это ядра, спрятанные среди цветов». Особенно ярко Фредерик Шопен воплотил героический образ Польши в своих полонезах. Каждый из них уникален по своему оркестровому звучанию, в каждом - мотив силы и мотив нежности тесно переплетаются в едином порыве.
«Полонез № 1 до-диез минор» прозвучал в исполнении Ирины Валериевны Шадриной.
«Фантастический» — любимое название для произведения Роберта Шумана. Широко известны «Фантастические пьесы» для фортепиано, «Сказочные картинки» для альта и «Фантастические пьесы» для виолончели.
В мир нереальных ощущений и переживаний, в мир чудес слушателей погрузило звучание «Пьесы № 1» из цикла «Фантастические пьесы» в исполнении Л. В. Дубовской и Валерии Смишко.
Виолончели в руках мастера подвластны тончайшие оттенки человеческих чувств, что и услышали гости в звучании «Прелюдии ми минор» Фредерика Шопена в исполнении Л. В. Дубовской и Кристины Хохловой. Шопен – потрясающий мелодист, он также сочинял удивительные гармонии. Некоторые произведения могут показаться очень мелодичными, хотя на самом деле своим звучанием они обязаны сложной гармонии. Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора.
В 1831 году Фредерик Шопен приезжает в Париж. Композитор называл этот город «лучшим из миров». Он легко освоился в столице Франции, нашел себе друзей среди композиторов, живших в то время в Париже, особенно крепко подружился с Ференцем Листом. В своих мемуарах Лист писал, что самые бурные аплодисменты не смогли бы передать восхищение публики оригинальной и поэтичной игрой Шопена.
«Вальс ми мажор» и «Мазурка си-бемоль мажор» Фредерика Шопена великолепно прозвучали в исполнении Татьяны Владимировны Дунец.
Романс из вокального цикла романтических песен «Мирты» Роберта Шумана на стихи Генриха Гейне «Как утро ты прекрасна» проникновенно исполнила Элмира Исаевна Джурмий и концертмейстер Анна Педько.
19 февраля 2020 года в зале ДШИ № 2 юные музыканты и маститые педагоги отдали дань восхищения двум великим гениям, подаривших миру не только необыкновенно эмоциональную музыку, не только чудесный мир чарующих музыкальных образов, но и себя в этой волшебной музыке.

Альбом "ДВА ГЕНИЯ. ДВЕ СУДЬБЫ"

Статью подготовил
Шадрин Николай Николаевич

© 2024. МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств №2». При копировании материалов ссылка на первоисточник обязательна.